Система работы педагогов по организации содержательного досуга учащихся в рамках внеурочной деятельности

(из опыта работы педагогов трудового обучения средней школы №16)

Брошюра содержит материалы, посвящённые системе работы руководителей школьных кружков «Волшебная иголочка», «Хозяюшка» по организации содержательного досуга с целью формирования у школьников эстетического вкуса и стремления к самосовершенствованию.

Представлены разработки материалов к педагогическим советам, тематическим неделям, внеклассным мероприятиям, по организации выставок, ярмарок-продаж, творческих проектов.

Содержание

Введение………………………………………………….….…..4

Глава 1. Индивидуальная форма внеклассной работы……….8

1.1. Творческий проект …………………………….... 8

Глава 2. Групповая форма внеклассной работы. ………...….13

2.1.Кружок……...…………………………..………....13

2.2 Мастер-класс……………………………….……..15

Глава 3. Массовые формы внеклассной работы ………….…21

3.1 Конкурсы, праздники………………………….…21

3.2 Недели трудового обучения………………….…..21

3.3 Выставки творчества……………………….….…22

Заключение…………………………………………….…….…23

Литература…………………………………………….…….….24

3.1 Конкурсы, праздники

Конкурсы - это форма внеклассной работы, которая привлекает учащихся наличием в ней элементов соревнования, игры. В младших классах ведущую роль занимает игра, а в старших классах- соревнования в знаниях теоретических вопросов.

В течении учебного года рекомендуют проводить школьные вечера или праздники. При организации праздника или вечера необходимо выполнить следующие условия:

1. Праздник-это одно из важнейших звеньев общей системы внеклассной работы.

2. Их содержание и организация должны привить у школьников интерес к трудовому обучению.

3. Они должны учитывать учебно-воспитательные задачи трудового обучения, интересы и возможности учащихся

Цель таких праздников - заинтересовать ребят, углубить и расширить знания по предмету, содействовать профориентации, подвести итоги работы за определённый период.

Учитель при подготовке праздника привлекает членов кружка или инициативную группу школьников. С участниками, которые отвечают за подготовку праздника, педагог разрабатывает сценарий или корректирует его. Учитель должен стараться максимально активизировать самостоятельную работу учеников, творчески подходить к решению каждого вопроса.

Праздник «ДОМОВОДСТВО БЕЗ СЕКРЕТОВ»

Цели мероприятия:

· расширить, систематизировать знания учащихся, полученные на уроках трудового обучения;

· развивать понимание того, что знания, получаемые на уроках технологии, способствует приобретению важных жизненных умений и навыков;

· прививать интерес к рабочим профессиям, труду.

Ход мероприятия

Команды болельщиков, гости, жюри занимают свои места.

1-й ведущий. Дорогие друзья! Мы собрались в этом зале, чтобы попробовать свои силы в роли молодых хозяюшек.

Хозяюшка должна уметь всё: владеть знаниями, умениями и навыками повара-кулинара, официанта, экономиста, швеи, модельера, дизайнера. От хозяюшки требуется высокая квалификация по многим профессиям. Уметь вести домашнее хозяйство - это целое искусство - это профессия каждого человека. Но где получить такую профессию? Ей нигде не обучают.

2-й ведущий. Наша сегодняшняя игра поможет вам закрепить знания, которые вы получили на уроках обслуживающего труда, где мы научились с вами вкусно готовить, красиво сервировать стол, изучали ткани, правила ухода за ними, устройство и назначение швейной машины, конструировали и моделировали одежду, а также шили красивые, практичные и удобные вещи, вышивали, вязали.

1-й ведущий. А сейчас знакомимся с командами. Команды-участники на сцену.

2-й ведущий. Дорогие команды, просим вас представиться.

Приветствуйте друг друга!

Кто первый? Жребий вытянуть готова вам помочь.

Сегодня вы соперники, и вам придётся туго,

Но завтра, завтра вы опять друзья.

Вы знаньями наполнены, светлы, разумны лица,

И знаний ваших силушку проверить нам пора.

Для этого придётся вам с соперником сразиться,

Но не забывайте: это лишь игра.

Представьтесь, пожалуйста.

1-й ведущий. А теперь позвольте представить вам жюри:

2-й ведущий. Итак, мы начинаем нашу игру.

1 конкурс «Хозяюшка»

1-й ведущий. Вот вам первое задание из раздела «Кулинарии»: Все знают, что женщина из ничего может сделать шляпку, закатить скандал и... приготовить салат. Вам необходимо приготовить салат из 5 предложенных продуктов, а затем один из участников угостит соперника, который должен угадать состав салата. Оценивается быстрота приготовления и оригинальность рецепта. Максимальная оценка - 5 баллов. Салаты готовы, угощаем соперников:

2 конкурс Шуточный конкурс «Коллаж»

2-й ведущий. А можно я задам тебе вопрос?

1-й ведущий. Ох, уж эти вопросы! Задавай, что с тобой поделаешь.

2-й ведущий. Тебе какой внешний вид наших учениц больше нравится: те, которые в школьной форме или те, которые, так сказать, забыли переодеться после физкультуры?

1-й ведущий. Ну и вопросики у тебя! А теперь я задам тебе вопрос: «Какой должна быть школьная форма?»

2-й ведущий. Ну, это когда у девушки деловой стиль в одежде.

1-й ведущий. Понятно. Вообще-то я не против школьной формы. А как ты думаешь, классный руководитель тоже должен придерживаться делового стиля в одежде?

2-й ведущий. Вот сейчас мы и узнаем.

Заданием для команд будет составить коллаж школьной формы для учениц и одежды для классного руководителя с сопутствующими аксессуарами и средствами передвижения из предложенного материала. Оценивается оригинальность идей и чувство юмора. Максимальная оценка - 5 баллов.

Конкурс с болельщиками

1-й ведущий. Пока наши команды трудятся мы проведём конкурс с болельщиками.

Вопросы для викторины

1. По какой стороне фигуры производят снятие мерок. (По правой)

2. Как называется роспись по ткани. (Батик)

3. Создание различных фасонов одежды называется ... (моделирование)

4. Как переводится на русский язык «пэчворк». (Лоскутная техника)

5. Что является основным компонентом в приготовлении желе. (Желатин)

6. Назовите волокна животного происхождения. (Шерсть и шёлк)

7. Каким маслом производится смазка швейной машины. (Машинным)

8. Какой процесс происходит при замесе теста на дрожжах. (Брожение)

9. С какой стороны кладут нож при сервировке стола к обеду. (Справа)

10.Не осыпающийся край ткани называется. (кромка)

11.Какой номер швейной машины самый ходовой. (№ 40)

12.Назовите овощи, у которых едят клубни. (Картофель, репа, редис, морковь, редька, лук, чеснок)

13.Назовите растения, у которых едят семена. (Горох, чечевица, бобы, фасоль, соя, кукуруза, мак)

14.Назовите растения, у которых едят цветы. (Цветная капуста, одуванчик) 15.Назовите овощи растения, у которых едят листья. (Капуста, салат, лук, петрушка)

16.Какая мерка человека определяет размер одежды человека. (Полуобхват груди)

17.Наука о приготовлении вкусной и здоровой пищи. (Кулинария)

18.Вид макаронных изделий, имеющих плоскую удлинённую форму. (Лапша)

19.Подготовка стола к приёму пищи. (Сервировка)

20.Крупа из проса. (Пшено)

21.Густая масса из муки, размешанная на воде или молоке. (Тесто) 22.Назвать ткань растительного происхождения. (Лён, хлопок)

23.Вещество, без которого нельзя приготовить сладкое блюдо. (Сахар) 24.Женское платье без рукавов. (Сарафан)

25.Цитрусовый плод, богатый витамином «С». (Апельсин, лимон, мандарин, грейпфрут)

3 конкурс «Вот я какая»

1-й ведущий. Со стилем одежды мы определились, а как с лицом?

2-й ведущий. А что с лицом? Ведь 8 Марта уже прошло! Что ты имеешь в виду?

1-й ведущий. Чтобы хорошо выглядеть всегда, нашему лицу нужен дополнительный уход.

2-й ведущий. А что такое дополнительный уход для лица?

1-й ведущий. Это, например, маски для лица, которые можно использовать уже с 20 лет,

2-й ведущий. Давай предложим нашим участникам самостоятельно приготовить маску для лица из предложенных продуктов, придумать ей название и рекламу. При оценивании учитывается эффективность используемых продуктов, ваше умение экономить, быстрота, правильное нанесение и, конечно же, юмор. Максимальная оценка - 5 баллов.

4 конкурс «Мотальщицы»

1-й ведущий. А сейчас каждой участнице предлагается перемотать нитки с одного клубка на другой и отгадать загадку, написанную на листочке, вложенном в клубок. Длина ниток во всех клубках одинакова. Нитки перематываются по команде ведущего. Чья команда первой перемотает нитки, поднимает руку, и ей присуждается очко. Дополнительное очко участница получает за отгаданную загадку. Максимальная оценка- 4 балла.

5 конкурс Капитанов

2-й ведущий. Мы подходим к финальному конкурсу- конкурсу Капитанов. Заданием для капитанов будет дать «вторую» жизнь старым ненужным вещам. Оценивается оригинальность идей, смекалка и юмор. Максимальная оценка - 5 баллов.

1-й ведущий. Пока наши капитаны выполняют своё задание, мы проведем блиц-опрос для остальных участников команд. Вам будет предоставлена возможность заработать для команды дополнительные очки. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Право первого хода предоставляется команде с наименьшим количеством очков.

Вопросы блиц-опроса

1. Что является основным компонентом в приготовлении желе? (желатин)

2. Назовите волокна животного происхождения (шерсть и шелк)

3. Каким маслом производится смазка швейной машины? (машинным)

4. Тесто, приготовленное без дрожжей называется.(пресным)

5. С какой стороны кладут нож при сервировки стола за обедом? (справа)

6. Наибольшую гигроскопичность имеют волокна из.(хлопка)

7. По какой стороне фигуры выполняют примерку изделия? (по правой)

8. То ли геометрическая фигура, то ли силуэт . (трапеция)

9, Не осыпающийся край ткани называется.(кромка)

10.Капрон - это синтетическое или искусственное волокно? (синтетическое)

11.Какое приспособление защищает пальцы от прокола иглой при выполнении ручных работ? (напёрсток)

12. С какой стороны располагается застежка-молния в юбке? (с левой)

13. Со стороны какого желобка вставляется нить в машинную иглу? (со стороны длинного желобка)

14.Какой номер швейной нитки самый ходовой? (№40)

15 .Что появилось раньше - вилка или ложка? (ложка)

1-й ведущий. Наступает торжественный момент для кандидатов на звание друзей обслуживающего труда.

2-й ведущий. Капитанов команд просим выйти на середину сцены. (Учащиеся выходят к столу, покрытому красной скатертью, на которой лежит «Энциклопедия домашней хозяйки »/уче6ник «Трудовое обучение» - кладут на книгу правую руку)

1-й ведущий. Сейчас от имени команд они присягнут на верность обслуживающему труду.

Капитан 1 Мы жизнь свою решили посвятить

Науке царственной, великой - домоводству.

Уверены, она научит жить

В согласии с надеждами счастливыми.

Капитан 2 С тобой, домоводство, мы много добьёмся

И от тебя мы никогда не отречёмся.

Перед лицом друзей, учителей

Торжественно клянёмся.

Капитан 3 Всегда уроки посещать,

Про кружки не забывать,

Энциклопедии читать,

Знания в жизни применять.

Все. Клянёмся!

Комитет 4 Практические выполнять,

Честь нашей школы защищать,

Своих позиций не сдавать,

Престиж обслуживающего труда поднимать!

Все. Клянёмся!

Капитан 5 Учителей не подводить,

Всегда во всём примером быть.

Все. Клянёмся, клянёмся, клянёмся!

- Завершен наш последний конкурс. Жюри выставляет за него оценки и подводит общий итог конкурса.

Выступают члены жюри. Объявляется победитель. Вручаются призы.

- На этом мы прощаемся с вами. Спасибо жюри и всем участникам. Желаем вам успехов!

Пусть ум и руки ваши родят лишь чудеса,

И мир станет прекрасней от мудрости творца!

3.2. Недели трудового обучения

Недели трудового обучения проводятся ежегодно. Ведущая роль принадлежит учащимся, которые сумели себя проявить раньше. Особенность «Недели трудового обучения» состоит в том, что в подготовке и проведении участвуют ученики всех классов школы. Учитель и активная группа учащихся распределяют задания и какие намечены мероприятия в каждом классе. Мероприятия должны соответствовать возрастным особенностям участников. К их проведению обычно привлекаем старшеклассников. Заранее вывешивают ярко оформленный план. [Приложение 6]

При организации внеклассных мероприятий по трудовому обучению целесообразно использовать информационные технологии обучения, что позволяет использовать мультимедийные системы [Приложение 11], глобальную сеть Интернет, что расширяет дидактические функции внеклассного мероприятия, повышает динамику мероприятия, наглядность, информативность, позволяет возбудить интерес к углубленным знаниям и развивает интеллект и творческие способности.

С целью выявления одарённых и талантливых детей в рамках методической недели по трудовому обучению при подготовке материала к педагогическому совету «Ярмарка педагогических идей», «Фестиваль педагогических идей» проводим конкурсы, где используем мультимедийные презентации [Приложение 11]

3.3 Выставки творчества

Для того, чтобы объективнее оценить, на что способны наши дети, недостаточно посмотреть работы только одного ученика или тем более проанализировать цифровые данные таблиц, скупые фразы характеристик. Надо посетить хотя бы одну-две выставки детского творчества, где представлены работы по разным разделам искусства. Выставка творчества - это лучшие работы, это итог проделанной работы.

Подвести итоги за определённый период нам, педагогам трудового обучения, помогает «Праздник детства» [Приложение 10], на котором организована выставка творчества всех общеобразовательных школ города и района.

Выставка творческих работ

 
Hosted by uCoz