Направления деятельности классных руководителей по гражданско-патриотическому воспитанию за 2011-2012 гг.

При проведении мероприятий гражданско-патриотической направленности используются разнообразные формы работы: праздники, беседы, конкурсы, викторины, игры, походы, экскурсии, встречи с ветеранами, устные журналы, литературно-музыкальные гостиные, театральные постановки и др.

Любовь к Родине начинается с воспитания любви к матери, отцу, близким людям. Итогом сотрудничества ребят, посещающих факультатив “Основы православной нравственности” (руководитель: Сягло И. В.) и кружка “Вера. Надежда. Любовь” (руководитель: Велисевич Т. П.) стали традиционные, зрелищные, не оставляющие зрителей равнодушными, праздники “Матушка! Пречистая! Святая!”, Сила любви материнской”, “Святые Земли Белорусской”, “У Святых истоков”, акции “Облака любви” и другие. Мероприятия проводятся с участием мам, многодетных матерей, матерей удостоенных звания “Мать-героиня”. Их цель - способствовать воспитанию любви, милосердия к родным и близким, окружающим ребят; пропаганда семейного взаимоуважения, помощи и поддержки.


Фот. 1.- Классный час «Сямья. Сваякі. Традыцыі», в 5 «Б» классе, классный руководитель Царук Н. В.

Знакомство с традициями народа не ограничивается празднованием каких-либо фактов. Здесь важно возрождение семейных традиций, поэтому к проведению таких мероприятий привлекаются родители. От того, какие чувства испытывает ребёнок к членам своей семьи, зависит, какой будет его семья, каким он станет, как подготовится к служению родине. Воспитать уважение к людям, признательность и милосердие, заботу о младших, престарелых, бережное отношение к родителям помогает совместная деятельность с родителями, бабушками, дедушками при проведении КТД: «Настоящие мужчины», «Рыцарский турнир», «Кто хозяин?».

Знакомство школьников с обрядами наших предков будет более действенным, если они сами примут участие в подготовке какого-нибудь праздника, театрального представления, окунутся в атмосферу игры. Поэтому совместно с учащимися проводятся праздники «Калядкi», «Гуканне вясны», «Вялiкдзень на Беларусi», игры-путешествия «Падарожжа па роднай краiне», «Што ты ведаеш пра зямлю, на якой ты жывеш?», турнир знатоков «Традыціі беларускага народа», посиделки «Хата ўцехамі багата».

Готовясь к подобным мероприятиям, школьники знакомятся с национальными белорусскими песнями, танцами, кухней, бытом наших предков, жизнью и деятельностью знаменитых предков, выполняют рисунки, вышивки, делают поделки из соломки. Таким образом, ребята включаются в общественно-полезную работу.

Неоднократно ученики школы являлись зрителями спектаклей театра “Батлейка”, руководителем которого является заведующая школьной библиотекой Велесевич Татьяна Петровна. Вниманию ребят предоставляются притчи из Библии , спектакли о жизни и деятельности Ефросиньи Полоцкой, Франциска Скорины, Симеона Полоцкого, Кириллы Туровского. Они не только приобщают ребят к духовному наследию наших предков, но и способствуют воспитанию чувства гордости за свою землю и людей, которые жили и живут на земле белорусской.

Воспитание у учащихся бережного отношения к национальной культуре является одним из проявлений гражданственности. Поэтому классные руководители своей целью ставят показать красоту и своеобразие белорусского языка. Чем раньше ребёнок почувствует красоту, неповторимость родного языка, тем легче он будет воспринимать колорит белорусской культуры. Этому способствует проведение праздников родного слова, викторин, конкурсов знатоков белорусского языка. Например: устный журнал «Мова наша родная», «Турнир знатоков родного языка», «Путешествие в страну слов», праздник «Сустрэча з казкай», конкурс «Лепшы знаўца беларускіх народных казак».

- Классный час «Здоровье от всех болезней всех полезней», во 2 «Г» классе, классный руководитель Котлинская Т.М.

Работа по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов является важной составляющей в воспитании патриотизма и гражданственности учащихся, сохранения преемственности поколений и укреплении социального единства общества.

Работа с государственной символикой основывается на учёте возрастных особенностей детей. Уже у младших школьников представление о государственных символах Беларуси начинает формироваться преимущественно на эмоциональной основе. Обращается внимание детей на то, что государственная символика или её элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни. Например, герб республики Беларусь изображён на паспорте гражданина нашей страны, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, дипломе об окончании учебного заведения, правительственных наградах. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках. Каждый шаг в гражданском становлении ребёнка, подростка, взрослого человека отмечается встречей с государственными символами нашей Родины. Закрепить у детей правильное представление о символике помогают беседы на следующие темы: «О чём рассказывает наш герб?», «Где мы можем увидеть герб республики Беларусь?», «Государственные символы Беларуси: герб, флаг, гимн».

Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к Родине, гордость за неё и принадлежность к белорусскому народу.

Одним из направлений воспитательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию является проведение информационных часов, назначение которых сегодня – формирование политической культуры и коммуникативных умений учащихся, а у младших школьников – принадлежности к событиям и значимым явлениям общественно-политической жизни страны, города, района.

Классные руководители используют следующие формы работы во время информационного часа:

- газетные сообщения (газеты «Лидская газета», «Юный спасатель», «Зорька», «Молодежный курьер», «Комсомольская правда», «Советская Белоруссия» и др.) с последующим обсуждением;

- путешествия по глобусу и карте Беларуси;

- комментированное чтение газетных и журнальных материалов (журналы «Вясёлка» и «Это интересно знать» и др.);

- просмотр и обсуждение телематериалов;

- викторины («Города Беларуси», «Продукция предприятий Беларуси» и др.);

- информационный ринг;

- конкурсы эрудитов «Я познаю мир», «Города и страны», «Известные истории моды» и др.;

- конкурс карикатуристов и плакатистов: «Будь осторожен на дороге», «Непобедимая и легендарная» и др.;

- экскурсии в типографию, редакцию Лидской газеты;

- праздник газеты или журнала (Праздник «Вясёлкі» и др.);

- путешествие во времени («Путешествие в Лидский замок», «Замки Беларуси» и др.)

- устные журналы («Наш флаг», « Герб нашей страны», «История создания гимна» и др.)

Живой календарь - форма оперативной информации о наиболее значимых датах, событиях определенного периода времени; выстраивание определенного события в хронологическом порядке.

Информационный час расширяет кругозор детей, знакомит их с периодической печатью, учит извлекать из неё много интересного и полезного для собственного развития, формирует пытливость ума и исследовательские умения.

Детские организации способствуют самореализации учеников. Уже в первом классе начинается работа по вовлечению учащихся в деятельность детской пионерской организации, проводится работа с родителями: разъясняются цели и задачи детского движения, формы работы. Проводится торжественный приём первоклассников в октябрята.

Воспитанию патриотизма и гражданственности способствует экскурсионная, туристическая и музейная работа, встречи и беседы с интересными людьми. Во время экскурсий учащиеся познают, изучают, исследуют объект, обогащаются новыми впечатлениями, знаниями. Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать! Во время экскурсии видно эмоциональное состояние детей, их отношение к изучаемому объекту, сплоченность коллектива, дети и педагог больше узнают друг о друге, что немаловажно. Традицией многих классных коллективов стало участие в экскурсиях не только детей, но и их родителей.

Проводятся экскурсии на предприятия г. Лиды, в пожарную часть, в историко-художественный музей, школьный музей «Беларуская хатка», краеведческая экскурсия «Мой обновленный город к празднику «Дожинки - 2010»». Ребята выезжали на экскурсию в г. Берёзовку на стеклозавод «Неман», в г. Гродно, г. Минск, в Хатынь, на Августовский канал, увидели рубежи нашей Республики и познакомились с героическим прошлым и настоящим пограничников погранзаставы Усова.


Фот. 3,4. - Экскурсии учащихся СШ № 16 в Лидский пограничный отряд.

Все это закрепляет их знания о родной стране, её настоящем и будущем, вызывает чувство гордости за свою Родину и стремление быть достойным её гражданином.

Факультативный курс «Мое отечество» посвящён изучению истории зарождения белорусского государства, развитию культуры белорусского народа, формированию ценностного отношения к Родине, к окружающему миру, к людям, к самому себе. Он дает учащимся понятие о том, что такое Родина, что такое общество, какие права и обязанности имеет человек, знакомит с особенностями географического положения Беларуси, с национальными традициями, с легендами, с известными в нашей стране людьми. Здесь используются следующие формы и методы проведения занятий: беседы, заочные путешествия, фотовыставки, литературные гостиные игры, устные журналы, инсценировки, экскурсии, конкурсы рисунков, викторины, праздники.

Результатом этой работы являются выставки детских работ, оформление классных уголков «Республика Беларусь», участие учеников в конкурсах, викторинах и других мероприятиях по данному направлению.

Широкие возможности в расширении краеведческих знаний даёт факультативный курс «Лидоведение», который введен в нашей школе с 2010-2011 уч.года.

Особое место в школе занимает работа по воспитанию у школьников, на примерах героической борьбы советского народа в годы Великой Отечественной войны, патриотизма и гражданственности.


Фот. 5. - Уход за могилами погибших воинов.

Благодаря патриотизму, формируется отношение к сверстникам как к товарищам по общим интересам, общей деятельности, общему отношению к миру. Поддержка и помощь в классном коллективе, в школе являются кирпичиком большого дома – любви к Отечеству, ведь школа – это «кусочек» той страны, где живёт человек. Патриотизм – категория нравственная и в то же время гражданственная, действенная. Любовь к Родине немыслима без активного участия в жизни страны, без труда. Поэтому, воспитывая патриотизм, мы формируем у ребят отношение к труду как ценности. Основным помощником при формировании гражданско-патриотической личности является событийное окружение: события, происходящие в обществе, стране, городе, школе, классе. Участие в добротворческих акциях, митингах, линейках, шествиях, походах «раздвигает стены школы», помогает детям почувствовать себя частью общества, частью своего народа.


Фот. 6. – Участие в акции “65 добрых дел”.

В школе организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной, чтение книг и рассказов о героической деятельности взрослых и детей в годы войны, просмотр видеофильмов (документальных и художественных), после чего на уроках внеклассного чтения, классных часах ребята обязательно делятся своими впечатлениями об увиденном, услышанном.

Устный журнал «Дорогами войны», беседа «Дети войны», конкурсы стихов «Непобедимая и легендарная», «Тебе, Победа, посвящается» и другие мероприятия надолго оставляют неизгладимый след в душах и сознании наших учеников, учат их жертвенному отношению к своей Родине.


Фот.7. - Встреча учащихся 5 «А» класса (классный руководитель Жватель Т. В.) с ветераном Великой Отечественной войны – Жуковым Евгением Ивановичем.

Учащиеся активно участвуют в тимуровском движении «Ветеран живёт рядом». Классные коллективы школы оказывают посильную помощь 10 ветеранам Великой Отечественной войны, 3 узникам концлагерей, 77 одиноким пожилым людям.

Интерес у ребят вызывают встречи на тему «Профессия – Родину защищать», когда в гости к старшеклассникам приходят выпускники школы, которые проходят срочную службу в рядах Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Результатом совместной деятельности Благочинного Лидского округа, секретаря новогрудской епархии отца Сергия Шафороста и руководителя факультативного курса «Основы православной нравственности» Сягло И. В. явилась фотовыставка «Беларусь Православная», на которой ребята начальной школы были ознакомлены с деятельностью Православной церкви и священников в годы Великой Отечественной войны, их огромным вкладом в дело борьбы с фашистами и приближение дня Победы над врагом.

Работа по формированию у школьников качеств гражданина и патриота - долгая, кропотливая и требующая системности. Поэтому классные руководители продолжают работать в этом направлении, для того чтобы будущее нашей страны было в надёжных руках.

Именно там, где дети имеют возможность участвовать в решении вопросов классной и школьной жизни, где уважаются их права и свободы, где царит доброжелательная психологическая атмосфера, где имеет ценность позиция каждого ребёнка, где есть свобода выбора, - там происходит гражданско-патриотическая социализация детей.


 
Hosted by uCoz