Формы, методы, средства воспитательной работы в семье
«Лучшее наследство, которое могут родители дать своим детям, есть доброе воспитание. Оно имеет гораздо большую ценность, чем все богатства и блага земные…»
Св. Владимир (Богоявленский)
Швейцарский психолог Карл Юнг в начале ХХ века, анализируя свою работу, писал: «За последние тридцать лет из всех цивилизованных стран мира приходили ко мне для консультации. Среди моих пациентов зрелого возраста не было ни одного, чьи проблемы не происходили бы из-за отсутствия религиозного мировоззрения.
Можно определенно сказать, что все они чувствуют себя больными, потому что потеряли вечные ценности – то, что может дать живая религия своим последователям.
Ни один из этих пациентов не может быть полностью исцелен, если не возвратится к религиозным воззрениям».
Весь многовековый опыт христианства, опыты многих ученых и педагогов доказывают, что наиболее результативный путь в духовно-нравственном воспитании – возрождение христианского уклада семьи и духовном воспитания детей личным примером родителей и педагогов.
Выражение «семья – малая Церковь» мы встречаем на страницах Священного Писания. Еще апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан-супругов Акилу и Прискиллу и приветствует их «и домашнюю их Церковь» (Рим. 16, 4).
Что же так роднит понятия Церкви и семьи?
Церковь – это объединение, единство людей в любви. И христианская семья – единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленных живой верой. Ответственность родителей во многом схожа с ответственностью церковного духовенства: родители призваны стать в первую очередь примерами христианской жизни и веры. Нельзя говорить о христианском воспитании детей в семье, если в ней не осуществляется жизнь «малой Церкви». Она по своей природе воплощает христианские ценности и верования в повседневном быту, в поведении, в праздниках, застольях и других традиционных обычаях. Семья есть нечто большее, чем отец, мать и дети. Семья – это наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами. Об этом нам постоянно напоминают рассказы Библии о ветхозаветных патриархах. Очень трудно, да, пожалуй, и невозможно создать жизненный подлинный христианский уклад, пренебрегая традициями. Семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовно-нравственную, национальную и отечественную традицию. Из семейной традиции (и благодаря ей) на основе особого почитания предков и отеческих могил, семейного очага и национальных обычаев создавалась культура национального чувства и патриотической верности. Семья для ребенка - первое родное место на земле, источник не только тепла и питания, но еще и осознанной любви и духовного понимания. Сама идея «родины»- лона моего рождения, и «отечества», земного гнезда моих отцов и предков, возникла из недр семьи.
Семья, являясь наследницей и хранительницей духовно-нравственных традиций, больше всего воспитывает детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но и умножать то, что досталось нам от предыдущих поколений. А по утверждению архимандрита Георгия Шестуна, не умножать, а поднимать на новый уровень. Свое утверждение он объясняет на простой модели: «Если представить земную жизнь в виде круга, передача опыта жизни и обычаев в семье имеет тенденцию к постоянному повторению. Если имеются различия в каких-то психофизических или профессиональных проявлениях в различных поколениях, то это в рамках нашей модели изменяет только радиус круга, затрагивая количественные характеристики жизни, не поднимая ее на новый уровень. Чтобы изменить уровень бытия, каждое поколение должно этот круг разрывать, превращая траекторию жизни в спираль, сохраняя, умножая и возвеличивая ее, а это уже задача, которая может решаться только на духовном уровне. Дети с помощью родителей и благодати Божией побеждают в себе зачатки тех грехов и греховных наклонностей, которые достались им по наследству. Переход наших детей на новый уровень духовной жизни по сравнению с нашей есть основная цель христианского воспитания в семье.»
Достижение этой цели даст возможность нашим детям опережать своих родителей не только в физической, интеллектуальной и других сферах, но главное – даст возможность совершить прорыв в духовной сфере бытия.
Практически эта задача решается только через одухотворение всего образа семейной жизни, через раскрытие духовного смысла основных жизненных реалий, христианского понимания счастья как блага бытия, блаженства в духе Нагорной проповеди, через возможность свободно развивать и реализовывать полученные творческие способности. Чувство радости и блаженства есть дары благодати, которая формируется, в том числе, и выполнением с виду формальных обязанностей: признанием порядка и послушанием, то есть сохранением дисциплины, которая сложилась в семье.
Видимым проявлением семейной жизни является дом. Дом – это место, где разворачивается и телесная, и душевная, и духовная жизнь семьи. Из своего опыта, из того, что нами изложено в первой главе, мы ведь прекрасно знаем, что не любое жилое помещение можно назвать домом. Есть особое слово, выражающее любовь к дому, это слово – уют. Уют – не только эстетическая характеристика, а отражение атмосферы семьи, дающее ощущение покоя и защищенности, любви и заботы. Истинным творцом дома, по словам императрицы Александры Федоровны Романовой, является мать. Уют, созданный матерью в доме, – это, как правило, мера возвращения женщины к своей первозданной сущности, мера обретения ею себя. «В доме, где растут дети, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Комнаты, в которых наши дети будут спать, играть, жить, мы должны сделать настолько красивыми, насколько позволяют средства. Дети любят картины, и если картины в доме чистые и хорошие, то чудесно на них влияют, делают их утонченнее. Но и сам дом, чистый, со вкусом убранный, с простыми украшениями и с приятным окружающим видом, оказывает бесценное влияние на воспитание детей.
Дом, каким бы он ни был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что, в каких бы краях человек потом ни странствовал, сколько бы лет ни прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души».
А вот что пишет Александра Федоровна в своих дневниковых записях о родителях и детях:
«Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни. Долг родителей – подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог.
Любовь детей к родителям выражается в полном доверии к ним.
Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль, не намеренно, а просто по небрежности. Для того чтобы проявить заботу, не так уж и много нужно – слово ободрения, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу.
Что-то Бог дает часто, а что-то один раз. Проходят и снова возвращаются времена года, расцветают новые цветы, но никогда не приходит дважды юность. Только один раз дается детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро.
Радость и счастье необходимы детям не меньше, чем растениям нужен воздух и солнечный свет.
Самое богатое наследство, которое родители могут оставить детям, – это счастливое детство, с нежными воспоминаниями об отце и матери. Оно осветит грядущие дни, будет хранить их от искушений и поможет в суровых буднях жизни, когда дети покинут родительский кров».
Письменными носителями христианских идей, всегда были и будут книги Ветхого и Нового заветов, Жития святых (особенно любимое чтение), периодические издания, в первую очередь, церковные календари.
Потребность в осмыслении христианского вероучения, приложении его принципов к практике семейного и общественного воспитания, всегда была достаточно велика. Это связано с глубоко укоренившейся в русском народе традицией почитания предков, родителей в частности. Поэтому в русской народной культуре сформировался целый комплекс фольклорных произведений, способствующих обеспечению нравственного отношения к родителям в соответствии с христианским учением. Облеченные в изящную, часто рифмованную форму, фольклорные средства воспитания широко распространены и эффективно должны использоваться в целях воспитания и обучения подрастающего поколения. Применение фольклора основано на важных психологических особенностях его восприятия воспитуемыми. Безымянные авторы пословиц, поговорок, притч, имеющих широкое хождение в семейной среде, были выдающимися педагогами и психологами, тонко понимавшими мотивы поступка человека в той или иной ситуации.
Фольклорная иллюстрация, подобранная опытным воспитателем к любому поступку ребенка или взрослого, содержит в себе анализ происходящего, тонкую иронию по отношению к провинившемуся, демонстрирует нравственные отклонения в поведении человека и способствует самовоспитанию. Совершенные произведения фольклора выступают в качестве универсальных средств воспитания, оказывают глубокое воздействие на слушателей. Применение для решения воспитательных задач произведений фольклора снимает претензии воспитуемого по отношению к воспитателю. Поставленный с помощью фольклорного средства в ситуацию самовоспитания, воспитуемый зачастую вынужден будет признать справедливость услышанных в его адрес замечаний и принять соответствующие меры к исправлению положения.
Огромные воспитательные возможности фольклора охватывают всевозможные отклонения от общепринятых норм поведения. Однако воспитание уважительного отношения к собственным родителям имеет определенные трудности. С одной стороны, самим родителям не очень удобно требовать от детей уважения к себе. С другой стороны, родители допускают ошибку: они полагают, что дети, видя, как много родители делают для них, легко смогут проникнуться к ним должным уважением.
Практика народной педагогики показывает, что далеко не всегда столь очевидные для окружающих родительские добродетели становятся для детей основанием для почтительного отношения к отцу и матери. Очень часто дети рассматривают заботы родителей о себе как нечто само собой разумеющееся и не торопятся воздать им должное.
Всякое чувство и знание должны быть воспитаны соответственными методами, приемами и средствами. Древние мудрецы хорошо понимали: любовь и благодарность по отношению к собственным родителям должны быть воспитаны, поэтому в книгах Священного Писания и в произведениях фольклора мы находим так много указаний на вечный долг детей по отношению к родителям.
Главным во взаимодействии с родителями - послушание. Долг родителей – воспитывать детей в соответствии с нравственными заповедями, содержать их «в послушании со всякою честностью» (I Тим. 3, 4).
Традиция почитания предков наиболее укоренена в народной культуре. Православная церковь установила в течение года дни для поминовения умерших предков, которые получили название «родительские субботы». Кроме того, каждый христианин должен включать в свое молитвенное правило специальные поминальные молитвы, которые носят наименование «О усопших».
Русская народная педагогика предлагает свои фольклорные варианты, подчеркивающие и расширяющие представления о незаменимой роли родителей для детей: «Нет такого дружка, как родная матушка», «При солнце тепло, при матери добро», «Как Бог до людей, так отец до детей», «Птица рада весне, а младенец матери», «У кого есть матка, у того голова гладка», «Слепой щенок и тот к матери ползет», «У отца-матери за пазушкою (т.е. в родительском доме)» и др.
Благоговейное отношение детей к родителям должно строится на следующих соображениях, касающихся нравственной стороны жизни: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего» (Лев.19, 3), причем глагол «бойтесь» в данном случае целесообразно расшифровывать как: «бойтесь огорчить своих родителей».
Тем не менее, отношения родителей и детей не могут складываться только из одних радостей. Часто поведение детей заставляет родителей прибегать к наказаниям. Однако это делается не из жестокости, а для блага детей. «Есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр.12, 7). Причем Ветхий Завет стоял за применение строгих физических наказаний детям: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, с детства наказывает его» (Пр.13, 25).
Аналогичные изречения находим и в русской народной традиции: «Наказуй детей в юности, упокоят тя на старости». Со своей стороны дети должны были покорно сносить любые наказания от своих родителей. А огорченным наказанием, полученным от родителей, напоминали: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12, 11).
Когда же сын продолжал бесчинствовать, нарушать общепринятые правила поведения и не прислушивался к увещеваниям своих родителей, родители могли прибегнуть к суду общественности: «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их: То отец и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания, И скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших , мот и пьяница»; Тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя…» (Вт. 21, 18-21).
Если же непокорный ребенок осмеливался поднять руку на своих родителей, то совершал преступление, которое могло искупиться только смертью: «Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21, 15). Такому же наказанию должен был подвергнуться и бранивший своих родителей: «Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21, 17).
Таким образом, можно утверждать, что в качестве воспитательного воздействия против нарушителей пятой заповеди использовались общественное мнение, осуждение, порицание.
В Новом Завете мы встречаем призыв к родителям «любить детей» и знаменитое увещевание, адресованное к отцам: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6, 4). Каждый родитель должен помнить об ответственности перед детьми, которых ему «дал Бог» (Евр. 2, 13).
Дитя воспринималось в соответствии с этими представлениями как «дар Божий», в народной традиции «дети в супружестве именовались как Божие благословение», а также – «благодать Божия». Народный опыт воспитания показывает, что только малые дети нуждаются в помощи и совете самых близких людей – родителей. Чем старше становится человек, тем на более высокий уровень поднимается его общение с родителями. Священное Писание обращает наше внимание на то, что родители передают детям приобретенный ценой собственных ошибок жизненный опыт: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего, и не отвергай завета матери твоей» (Пр. 1, 8).
Причем одновременно предвосхищаются попытки взрослеющих детей пренебречь опытом родителей и приобрести свой собственный опыт, пускай ценой горестей и бед. Важно подчеркнуть педагогическую значимость того, что воспитательное воздействие осуществляется мягко, когда добрые советы подаются родителями в форме своеобразных «рассуждений вслух»: «Послушает мудрый, и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы» (Пр. 1, 5), «Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен» (Пр. 15, 5).
В русском фольклоре встречаем аналогичные пословицы и поговорки: «Глупому сыну и родной отец ума не пришьет», «На что отец, коли сам молодец».
Советы и наставления родителей – драгоценнейшее наследство, которое могут получить дети: «Сын мой! Храни заповедь отца твоего, и не отвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни» (Пр. 6, 20-23).
Такое образное сравнение наставлений и заповедей отца и матери путеводными нитями в русской народной сказке ассоциируются с волшебным клубочком мудрого старика, золотым колечком бабушки-ведуньи. И клубочек, и золотое колечко ведут юного слушателя сказки к заветным целям и помогают ему победить врагов.
Герой русской народной сказки, только недавно выпорхнувший от защиты родительского дома, хорошо помнит отцовские и материнские наставления, поскольку ему советовали «зарубить их на носу». Очевидно, что тот, кто оставил мудрые советы, никак не может быть назван разумным. Русская народная педагогика с мягкой иронией напоминает в этой связи: «Умный учится на чужих ошибках, а все другие – на своих».
Добронравные и разумные дети и внуки становятся источником гордости для своих родителей: «Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем » (Пр.23, 24). Нет большей радости для родителей, как дождаться от добрых детей внуков и благословить их.
С другой стороны, достойные родители – предмет восхищения и детей: «Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их» (Пр. 17, 6).
Собственный жизненный опыт повзрослевших детей проверяется и обогащается советами родителей. Народная педагогика вторит словам Библии: «Хорошо, как и при старости отец». Народная педагогика обращает внимание взрослых детей на выпавшее им счастье – общаться с родителями на протяжении долгих лет. Именно такое общение позволяет с высоты прожитых лет почувствовать себя в роли единомышленников своих родителей.
Однако не всегда общение с престарелыми родителями доставляет только радости. Часто это общение омрачено болезнями и немощами родителей, которые требуют такого же тщательного ухода, который оказывали много лет назад своим малолетним детям. Указание на это встречаем в книге Притч Соломоновых: «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится» (Пр.23, 22).
Тем самым, народная педагогика не ограничивается примерами в целях воспитания самых кратких фольклорных форм – пословиц и поговорок. Очень широко применялись в практике народного воспитания и более сложные фольклорные формы. Предоставляемые притчей или сказкой возможности использовались для оказания на слушателей более сильного воздействия. Притча содержит многочисленные жизненные реалии, живописует семейный уклад знакомыми красками, делает слушателей участниками происходящих событий.
В более доступной форме, с соответствующими бытовыми подробностями такая притча раскрывает смысл употребляющихся в аналогичных вариантах поговорок и пословиц: «Дети отца бьют, на себя запас пасут», «На лубке отца спустил, и сам того же жди от сына».
Смерть родителей во всех культурах традиционно воспринимается как величайшее горе. Не случайно еще древние говорили, что человек ощущает себя счастливым только до тех пор, пока живы его родители. Для описания сильного горя Псалтирь применяет красноречивое сравнение: «Вид скорбный, с поникшей головою, как бы оплакивающий мать» (Пс.3). Народная педагогика с горечью констатирует невосполнимость тяжелой утраты: «В сиротстве жить – слезы лить», «На свете все купишь, кроме отца и матери», «Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а отца-матери и в сказке не найдешь».
Таким образом, многочисленные цитаты из книг Священного Писания, а также произведения народного фольклора следует использовать в целях духовно-нравственного воспитания в семье.
Духовно-нравственная оценка ребенком литературы, музыки, истории, искусства, философии, науки и, конечно, жизни должны в первую очередь идти не от школы, а от дома.
Родители должны знать, какую музыку слушают их дети.
С этой целью можно использовать слушание родителями совместно с детьми (еще лучше – исполнение вместе с детьми) прекрасной мелодичной музыки П. Чайковского, А.Глазунова, А. Скрябина, Н.Римского-Корсакова, А.Бородина, Г. Свиридова, А. Пахмутовой, а также народных романсов и песен.
Ребенок, с детства приученный к классической музыке, развившийся под ее влиянием, не подвергается искушениям грубого ритма «рока», современной псевдо музыки в той мере, в какой подвергаются им те, кто вырос без музыкального воспитания. Музыкальное воспитание, по словам оптинских старцев, очищает душу и приготовляет ее к принятию духовных впечатлений.
Ребенок, приученный к классической литературе, ощутивший ее воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет бездумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят с духовно-нравственного пути. Родители должны контролировать просмотр телевидения с тем, чтобы избежать его отравляющего воздействия. Навязываемые нам самопоклонение, расслабление, беспечность, наслаждение, отказ от малейших мыслей о другом мире – это в различных формах обучение бездуховности. Детям нужно позволять ходить в театр или кино, но пьесы и фильмы родители должны выбирать сами, например, исторические или научные. Не следует запрещать танцы, если дети этого хотят, но стоит подумать о народных танцах, бальных.
Детей надо учить читать и вдумываться в нашу классическую литературу, слушать, а лучше читать стихи поэтов – М.Лермонтова, Ф.Тютчева, А.Пушкина, А.Фета, П. Ершова, А. Блока, С. Есенина и др., внимательно рассматривать произведения художников И. Крамского, А. Иванова, В. Поленова и многих других.
Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не соблазнится извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусной рекламе и тем более к порнографии.
Детей нужно водить в храм, знакомить с иконами Спасителя, Божией Матери, святых, особенно соименных святых всех членов семьи, – учить детей видеть красоту!
Пример родителей имеет первостепенное значение; если у них нет уважения к воле друг друга, ребенок не научится послушанию. В духовном смысле послушание жизненно необходимо; а детям, которые не приобрели его маленькими, будет очень трудно развить его позже. (Самолюбивому взрослому нелегко измениться, если всю жизнь его портили). Дети, которые всегда поступают по-своему или которым позволяется капризничать, не смогут научиться любви - ибо послушание есть выражение любви.
Дисциплина должна быть разумной и справедливой.
Цель ее – научить детей различать добро и зло. Слишком часто детям приходится чувствовать, что родители не любят их, когда они плохо ведут себя. Не любить нужно поступок, а не его совершающего.
Педагогическая задача родителей совсем не в том, чтобы сломить волю ребенка или уничтожить ее, полностью подчинив его личность своей. Сила воли составляет обязательную принадлежность свободной личности и необходимое оружие в духовно-нравственном воспитании. Человеку нужна воля, чтобы совершить свой путь в этом мире, чтобы остаться собой в этом мире. Недостаток воли может очень остро дать о себе знать на пороге вступления во взрослую жизнь.
Педагогически совсем не мудро всегда и все запрещать. Твердое запрещение подействует эффективнее, если оно не применяется часто и если дети научились доверять нашему мнению.
Родительская любовь к детям должна быть для них образом Божией любви к человечеству. Нужно приободрить ребенка, чтобы он не пытался скрывать свои плохие поступки или выдумывать «слова лукавые для извинения дел греховных» (Пс. 140). Нужно уметь дать ему ощутить вкус радости возвращающегося «блудного сына», ибо таковы наши собственные отношения к Богу. Обман качественно хуже любого плохого поведения, и, если он возникает между ребенком и родителями, будет трудно наладить отношения.
Очень важно, чтобы дети чувствовали и видели в своих родителях единодушие. На житейском уровне это значит, что при возникновении каких-либо разногласий между отцом и матерью дети должны видеть, как они (т.е. конфликты) разрешаются в мире и любви. Никаких ссор, особенно в присутствии детей. А уж если родителей заметили ссорящимися, пусть видят и помирившимися.
По словам сестры Магдалины, автора книги «Мысли о детях в Православной Церкви», игры и задачи, которые предлагаются нашим детям, не должны быть легки для выполнения…Церковь считает это одним из пороков современности: стремление избегать того, что требует борьбы и труда или хотя бы просьбы о помощи. Некоторые педагоги считают, что если ребенок не будет во всем иметь успех, то разовьются комплексы. Какая-то доля успеха и удовольствия необходима для поощрения, но необходимо также иногда присутствие трудностей, возможности испытать свои силы и даже потерпеть неудачу.
Духовно необходимо научиться терпению, перенесению неприятностей, смирению. Родительский пример имеет огромную важность. Дети учатся от своих родителей реагировать на случающиеся с ними болезни, потери близких, финансовые убытки и т.п.
В отношении развлечений родители сами должны подавать пример тихой сосредоточенной жизни, посвященной самоотверженному служению ближним. И если нельзя в полной мере устранить детей от соблазнов мира, родителям самим не надо толкать их на путь развлечений: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18,7).
На пути к совершенству
Духовно-нравственное воспитание школьников:
опыт, проблемы, перспективы
Духовный руководитель работы по нравственному воспитанию школьников -
протоиерей отец Сергий Шафорост,
настоятель Архистратиго-Михайловского Кафедрального
собора, благочинный всех церквей г. Лиды и Лидского района, секретарь Новогрудской епархии
Руководитель и организатор работы по духовно-нравственному воспитанию в школе -
Левченко Л.В., заместитель директора
по воспитательной работе
«Вера. Надежда. Любовь», библиотекарь Велесевич Т.П.
В данном сборнике представлен опыт работы средней школы № 16 г. Лиды по духовно-нравственному воспитанию школьников.
Содержатся материалы по организации методической и практической деятельности.
Выражаем надежду, что предлагаемые материалы будут полезны учителям, воспитателям, родителям и широкому кругу читателей - всем, кто интересуется проблемами духовного развития нашего общества, опытом воспитательно-образовательной деятельности в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
П р е д и с л о в и е
Семена правды и добра
Ученик не бывает выше своего учителя;
но, и усовершенствовавшись,
будет всякий, как учитель его.
Евангелие от Луки, 6,40
Мы живем в трудное, но и благое время – время духовного возрождения нашего Отечества, и оно требует от нас особо бережного отношения к подрастающему поколению, прежде всего в образовательной области.
Юное поколение растет, не зная ни истории своей страны, ни ее духовных оснований. Но так растет трава в поле.
Без духовного основания не может устоять никто. Духовность - это краеугольный камень любого построения, основа, без которой ничто не может удержаться.
Время требует от школы приобщения детей к лучшим отечественным традициям и к мировой культуре. Но, сохраняя пренебрежительное отношение к религии, такую задачу выполнить совершенно невозможно. И зарубежная, и русская, и белорусская культура, прежде всего ее наиболее значимые пласты – духовная культура, поэзия, классическая литература – оказываются недоступными для понимания современных школьников.
То же можно сказать и о сокровищнице отечественного и мирового изобразительного и музыкального искусства: все наиболее значимое и для нас, и для других народов мира связано с духовностью, национальным мировоззрением, религиозными представлениями и традициями.
Без знания основ православной культуры невозможно полноценное изучение произведений М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, И. А. Гончарова, И. А. Бунина, М. А. Волошина, В. Короткевича, В. Орлова, Л. Дайнека, О. Ипатовой, В. Чаропки и других, так как они отражают в своем творчестве христианские символы, понятия, идеалы, христианское сознание и уклад жизни нашего народа.
Ставшие реалиями современной действительности наркомания, самоубийства, сексуальная распущенность и преступность среди несовершеннолетних выдвигают на первый план государственного образования вопросы духовно-нравственного воспитания и возрождения лучших отечественных культурно-образовательных традиций.
В сложившейся ситуации сама жизнь вызвала обращение школы к духовно-нравственным отечественным традициям, в которых она ищет и находит сдерживающие факторы, спасительные идеалы и положительные примеры для своих воспитанников.
В статье 16 Конституции Республики Беларусь говорится, что взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народы. Отсюда становится ясным, что и в образовательно-воспитательной сфере приоритет должен отдаваться ознакомлению школьников с традиционными христианскими ценностями. Это подчеркивал в своих выступлениях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время своего пастырского визита в Беларусь.
О большом значении христианских ценностей постоянно напоминает Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко.
Весьма важной представляется здесь и личная позиция педагога.
Только стремление к совершенству – духовному, общекультурному, творческому – как главная движущая сила личностного и общественного развития может давать положительные результаты для государственного устроения, для национальной культуры в целом, производства, науки, экологии.
Однако желающие сеять семена правды и добра в детские души встречают много трудностей на этом пути. Во многих школах педагоги трудятся над разработкой содержания работы по духовно-нравственному воспитанию, но далеко не все знают, что сделано уже в этой области у других, у них нет возможности воспользоваться благим опытом своих коллег. Из опыта, пусть еще и не столь богатого, обсуждения проблем и перспектив, педагоги средней школы №16 г. Лиды совместно с Лидским благочинием предприняли издание данного сборника, первостепенная задача которого – достойное воспитание подрастающего поколения в духе вечной истины, в правде и любви.
После почти вековых гонений настало время возврата к своим корням, время духовного возрождения.
«Главная цель образования – выявить, раскрыть в человеке определенный образ – образ Божий», - считает о. Сергий, духовный наставник школы.
Духовность как система ценностей
Не может дерево доброе
приносить плоды худые.
Евангелие от Матфея, 7,18
Почему сейчас в школах можно встретить так много неопрятных, накрашенных подростков, курящих, бранящихся, с потухшими взглядами и абсолютным нежеланием учиться?
Почему наши дети, повзрослев, становятся агрессивнее и злее? Почему они совершенно не умеют слушать и понимать друг друга, не испытывают никакого чувства ответственности за свои дела и поступки?
Любой закон, кодекс основывается на чьем-то авторитете.
Но на чьем же авторитете зиждется основа всех законов – нравственный закон? И тут мы должны не только понять, но и принять положение, что для каждого человека не будет в этой области никакого авторитета, если в сердце его не будет Бога. Еще Федор Михайлович Достоевский говорил об этом: «Если Бога нет, то все дозволено». Вне Православия ответа на вопрос о воспитании человека нет. Мы же отвергли этот единственный путь – и результаты налицо.
Как воспитать в детях доброту, отзывчивость, взаимопонимание, честность, порядочность? Воспитать так, чтобы эти черты характера стали свойствами их натуры, а не средствами для достижения определенной цели?
А.Дистервег считал, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным примером для наблюдения, самым живым примером для ученика является сам учитель.… Его личность завоевывает ему уважение, влияние, силу. Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя».
Педагоги-современники понимают духовность как качество личности так: «Духовность не измеряется физическими величинами.… У духовности иная мера – система ценностей, поступки людей.
Духовность раскрывается через систему ценностей:
Уход – оказание помощи больным, инвалидам, престарелым
Чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием
Экскурсия – поездка, посещение храмов, монастырей, ознакомление с достопримечательностями в образовательных и воспитательных целях.
Паломничество – путешествие к святым местам с целью поклонения церковным реликвиям, святыням; особый духовный и физический подвиг – странствие, сопряженное с большими трудностями и лишениями
Память о предках – способность сохранять и воспроизводить в сознании, мыслях, поступках, чувствах воспоминание об умерших родных и близких
Пожертвования – дар разным людям одежды, обуви, книг, продуктов, денег
Поминовение – день памяти об умерших, участие в поминальных богослужениях об упокоении умерших родных и близких, павших воинов (11 сентября – поминаются особо воины, погибшие на войне и умершие от ран; 9 мая – также погибшие воины, умершие в госпиталях, лагерях и без вести пропавшие во дни Великой Отечественной войны)
Попечение – покровительство, внимание, забота о ветеранах, сиротах
Праздник – торжество, празднование дня, по уставу церкви, или же по случаю и в память церковного события либо святого, государственного события
Посещение кладбища – молитва на могиле умершего близкого человека, уход за могилой, благоустройство кладбищ
Работа - с текстами, картами, составление кроссвордов
Рассказ - небольшое иллюстрированное изложение одного эпизода, отдельного события или случая из жизни героя на морально – религиозные темы с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками
Семинар – групповое занятие по морально - религиозной теме при активном участии учащихся
Сократический урок - урок – беседа
Банк данных форм по духовно-нравственному воспитанию
Анализ поэтического текста с раскрытием идеи, темы, сюжетов и образов религиозного содержания
Анкетирование - средство для получения информации по духовно-нравственной культуре. Представляет собой комплекс вопросов, каждый из которых связан с определенной задачей исследования по данной теме (диагностика, коррекция)
Беседа – взаимный разговор, общительная речь между учителем и учениками с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя
Благотворительность – оказание материальной помощи малообеспеченным и нуждающимся
Выставка – собрание христианской литературы, предметов богослужения или церковной утвари для обозрения с целью ознакомления
Диспут – коллективный спор на общественно важный вопрос по духовно - нравственным вопросам
Краеведческая работа – работа по изучению истории храма, особенностей архитектуры, жизни церковного прихода
Круглый стол – обсуждение какого-либо аспекта по морально-религиозной теме по заранее изученным вопросам
Лекция – короткое иллюстрированное занятие, состоящее в устном изложении, с заданиями на закрепление материала
Милосердие – готовность и желание помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия
Миссионерство – пропаганда христианского мировоззрения, встречи с выступлениями, концертами, театральными постановками, театр - батлейкой благо понимается как высшая степень в иерархии ценностей;
Добро – нормативно-оценочная категория, в предельно обобщенной форме обозначающая должное и нравственно-положительное;
смысл жизни и его обретение есть величайшее благо в жизни человека;
идеал выражает духовную устремленность человека к чему-то значимому и совершенному;
правда (истина) есть одна из величайших ценностей, определяющих значимость человеческой жизни;
Справедливость – понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах;
красота выражает духовную устремленность человека к прекрасному;
Вера – качество духовного состояния человека, позволяющее придать смысл бытию;
Надежда – качество духовного состояния человека, открывающее ему перспективу и придающее значимость его духовным усилиям;
Любовь – духовная энергия человека, связывающая его с другими людьми и мирозданием в целом;
Счастье – состояние человеческой души, которое соответствует наибольшей степени внутренней удовлетворенности, выражает полноту и осмысленность человеческой жизни.
Духовность может быть измеряема по своему внешнему критерию – поступку».
Мы, педагоги, стараемся решать следующие главные задачи:
- воспитать у ребенка правильное мировоззрение;
-научить человека правильно распорядиться отпущенным ему кратким периодом земного бытия для подготовки к главному экзамену всей жизни;
- помочь ему в решении поставленных задач, указав на пути и способы их решения;
научить знать и любить Бога, дающего жизнь вселенной, Бога, в Котором воплощено все Добро, вся Любовь и вся Истина;
- научить любить природу, Им созданную, и в первую очередь человека, как своего брата;
- научить забывать о себе ради блага других;
- научить прощать обиды;
- научить быть милосердным, благодарным, щедрым, терпеливым, благожелательным, честным, спокойным, радостным и великодушным, но в то же время мужественным и храбрым в борьбе со злом.
Молебны на начало и окончание учебного года стали традиционными в школе.